Правила пользования

Правила пользования научной библиотекой устанавливают порядок обслуживания читателей, способствующей эффективному использованию, сохранности фондов библиотеки, наиболее полному обеспечению информационных потребностей учебного процесса, научных исследований, культурно-массовой работы Тувинского государственного  университета.

1. Читатели библиотеки и их права

1.1. Право пользования библиотекой предоставляется профессорско-преподавательскому составу, научным работникам, студентам, магистрантам, аспирантам, докторантам, и сотрудникам университета, слушателям ИДО и ИППК.

1.2. Право пользования библиотекой, как правило, в читальных залах, соискателям ученых степеней, стажерам, специалистам, не являющимся сотрудниками ТувГУ,  учащимся других вузов предоставляется на основании письменного ходатайства руководителей учреждений по разрешению дирекции библиотеки.

1.3. Читатели имеют право получать во временное пользование книги, другие произведения печати и иные материалы из фондов библиотеки, а также заказывать и получать копии отдельных материалов в соответствии с установленным порядком; пользоваться библиографическим, справочно-информационным обслуживанием и другими формами услуг, оказываемых библиотекой.

2. Порядок записи читателей 

2.1. Для записи в библиотеку и получении читательского билета необходимо предъявить паспорт, служебное, аспирантское удостоверение или студенческий билет и 1 фотографию. 
Читателям, упомянутым в п.п. 1.2  необходимо представить соответствующие дополнительные документы.

2.2. При записи в библиотеку читатель должен ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательства об их выполнении своей подписью на читательском формуляре.

2.3. Читательский билет является единственным документом, дающим право пользования библиотекой.

3. Порядок пользования читальными залами

3.1. При посещении читальных залов читатели обязаны предъявить читательский билет.

3.2. Для заказа литературы и получения ее читатель предъявляет читательский билет, заполняет читательское требование, расписывается на книжном формуляре и читательском требовании. Книжный формуляр и читательское требование являются документами, удостоверяющими дату и факт выдачи читателю и приема библиотекарем книг, других произведений печати и иных материалов.

3.3. Число книг, других произведений печати и иных материалов, выдаваемых в читальные залы, как правило, не ограничивается. При наличии большого количества читателей и повышенного единовременного спроса на литературу число изданий, выдаваемых в читальные залы, может ограничиваться до 5 экземпляров по решению администрации библиотеки (отдела, сектора).

3.4. Литература, выданная в читальный зал из основного книгохранения, может быть отложена по желанию читателя на бронеполку на срок не более 15 дней. Литература, выданная в читальные залы из подсобного фонда, на бронеполке не откладывается.

3.5. Не разрешается входить в читальные залы с личными и библиотечными книгами, журналами, газетами, вырезками из печатных изданий и другими печатными материалами.
В случае, если необходимая читателю литература отсутствует в библиотеке, разрешается внести в читальные залы нужные издания и материалы, обязательно отметив этот факт у библиотекаря читального зала.

3.6. Категорически запрещается выносить литературу из читальных залов, а в случае злостных нарушений читатели могут быть лишены права пользования библиотекой на срок до 3-х месяцев.

3.7. При входе в читальный зал читатели обязаны выключить мобильные телефоны.

3.8. При уходе из читального зала на время читатель должен сдать библиотекарю, полученные им книги и другие материалы.

4. Порядок пользования абонементом

4.1. Для заказа и получения литературы читатель предъявляет читательский билет, заполняет читательское требование, расписывается на книжном формуляре и читательском требовании. 

4.2. Научная литература на абонементе выдается на срок до 2-х месяцев в следующем количестве: профессорско-преподавательскому составу, научным сотрудникам, докторантам, аспирантам, магистрантам, студентам-дипломникам – до 20 экземпляров; другим категориям читателей – до 10 экземпляров.

4.3. Учебная литература выдается сроком на семестр или учебный год и в количестве, определяемом учебными планами и программами.

4.4. Художественная литература и периодические издания выдаются на срок до 15 дней в количестве не более 5 экземпляров.
Читателям филологического факультета выдается в количестве до 10 экземпляров.

4.5. Читатели могут продлить срок пользования литературой, если на нее нет спроса со стороны других читателей.

4.6. Редкие и ценные издания, единственные и последние экземпляры, издания на дом не выдаются.

4.7. На время летних каникул студенты обязаны возвратить в библиотеку все взятые ими книги в установленном порядке.

 

5. Обязанности читателей

5.1. Читатели обязаны бережно относиться к книгам, другим произведениям печати и иным материалам, полученным из фондов библиотеки; возвращать их в установленные сроки; не выносить их из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре или других учетных документах; не делать в них никаких пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страниц, не нарушать расстановки фондов открытого доступа, не вынимать карточек из каталогов и картотек.

5.2. При получении книг, других произведений печати и иных материалов читатели должны тщательно просмотреть издания и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов сообщить об этом дежурному библиотекарю, в противном случае ответственность за порчу несет читатель, пользовавшийся изданием последним.

5.3. Читатели обязаны бережно обращаться с читательским билетом. Категорически запрещается передавать читательский билет другому лицу, а также пользоваться чужим читательским билетом. В случае нарушения этого правила, читатели лишаются права пользования библиотекой на срок до 1 месяца.

5.4. В начале каждого учебного года читатели обязаны перерегистрировать читательские билеты с предъявлением всей числящейся за ними литературы. Читатели, не прошедшие перерегистрацию, библиотекой не обслуживаются.

5.5. В случае потери читательского билета читатель обязан немедленно заявить об этом в отдел, выдавший ему билет, и получить бланк справки о записи читателя в других отделах библиотеки. Дубликат читательского билета выдается по предъявлении заполненной справки о записи читателя через 1 месяц после заявления о потере билета. При повторной потере читательского билета читатель лишается право пользования библиотекой сроком на 3 месяца.

5.6. При выбытии из университета читатели обязаны вернуть в библиотеку всю числящуюся за ними литературу и сдать читательские билеты.

5.7. Не разрешается входить в библиотеку в верхней одежде и головных уборах, с портфелями, дамскими сумками и т.п., читатели обязаны сдавать эти вещи в камеру хранения и гардеробы. Не разрешается оставлять вещи при входе в библиотеку.

5.8. В библиотеке читатели должны соблюдать тишину, чистоту и порядок.

 

6. Ответственность читателей

6.1. Читатели, причинившие ущерб фонду библиотеки, несут материальную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

6.2. В случае утери книг, других произведений печати и иных материалов из фонда библиотеки читатель обязан заменить их соответственно такими же произведениями и материалами или признанными библиотекой равноценными. При невозможности замены утерянных книг, других произведений печати и иных материалов равноценными читатель обязан возместить их десятикратную стоимость в бесспорном порядке.

6.3. За нарушение настоящих правил, читатели лишаются права пользования библиотекой на установленные администрацией сроки.
В случае злостных нарушений правил пользования библиотекой администрация может исключить виновных из числа читателей библиотеки без права восстановления.
Материалы о нарушении читателями правил пользования библиотекой передаются для рассмотрения администрации факультетов и подразделений университета.

7. Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей

7.1. Информировать читателей о всех видах предоставляемых библиотекой услуг.

7.2. Обеспечивать читателям возможность пользоваться всеми фондами библиотеки.

7.3. Изучать и наиболее полно удовлетворять читательские запросы.

7.4. Совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей путем внедрения наиболее эффективных форм и методов работы.

7.5. Обеспечивать высокую культуру обслуживания; оказывать читателям помощь в выборе необходимых произведений печати и иных материалов путем устных консультаций, предоставления в их пользование каталогов и картотек, научно-вспомогательных и рекомендательных указателей и других справочно-библиографических и информационных материалов, организации книжных выставок, дней кафедр, дней информации и других мероприятий.

7.6. Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фонде библиотеки книг, других произведений печати и иных материалов в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими их сохранность и рациональное использование.
Учет, хранение и использование произведений печати и иных материалов, являющихся памятниками истории и культуры, осуществлять с соблюдением требований законодательства РФ по охране и использованию памятников истории и культуры.  

7.7. Постоянно следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных читателям книг, других произведений печати и иных материалов.
Через 15 дней после истечения срока пользования посылать по почте напоминание или сообщать читателю по телефону о необходимости возврата литературы в библиотеку в 10-ти дневный срок. 

7.8. Создавать и поддерживать в библиотеке комфортные условия для работы читателей.